Проблема возникла недавно, но она есть. Вспомнилась повесть Николая Гоголя, известная на просторах постсоветского пространства. Речь о таком произведении классика, как “Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”.
В нашем случае, ссоры как таковой вроде бы и нет, но есть конфликт. Два министерства России не могут определиться с тем, кому же бороться с договорными матчами.
Правовой казус заключается в том, что в спортивном ведомстве решили, что договорняки вообще-то не являются их компетенцией. В Минспорта кивают в сторону российского Минфина. Минспорта при этом делает попытки отмазаться от разработки нормативных актов, необходимых для данной сферы.
Причины казусной ситуации
Причинами появившегося казуса стала ситуация, которая сложилась после вступления в силу пятого июля текущего года:
- Закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации” (№ 272-ФЗ от 24 июня 2023 г.).
- Статьи 3 Федерального закона “О публично-правовой компании “Единый регулятор азартных игр”,
а также изменений, которые коснулись отдельных законодательных актов Российской Федерации.
Таким образом, у спортивных федераций появились дополнительные права на запрос у ППК ЕРАИ информации, которая связана с борьбой с “договорняками”. Единому регулятору теперь предписано предоставлять всю эту информацию.
Дело все заключается в том, что успешная реализация норм закона требует от правительства разработки постановления, определяющего требования к предусмотренным законом запросам и предложениям, а также к информации, которая запрашивается, форме, формату и порядку их направления. От Минспорта последовало заявление к Правительству, которое содержит предложение разработку документа вменить Минфину России, сделав его ответственным за всю процедуру.
Почему “распоясалось” Министерство спорта? Ответная реакция Минфина
Специалисты игорной индустрии пока не совсем понимают, чем руководствуется ведомство. Может смятением стало название закона, в котором присутствуют слова “Единый регулятор азартных игр”.
В любом случае, Минспорта решил, что в его обязанности разработка подзаконных актов, направленных на преодоление манипулирования спортом, не входит в его обязанность. Финансовое ведомство России это положение дел никак не устроило.
Минфин в свою очередь нашел козыри для подтверждения того, что задачи преследуют цели совершенствования законодательства в области предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований. В компетенцию Минфина, по мнению самого Минфина, такие вопросы не входят.
Последовала даже ссылка на действующее положение о Министерстве спорта, в котором вопросы регулирования сфере спорта отнесены к компетенции спортивного ведомства.
Предложение Министерства финансов - возврат вопроса о разработке подзаконных актов, без которых невозможна полноценная реализация нового закона, в компетенцию спортивного ведомства с назначением его ответственным исполнителем. Минфин при этом готов выступать соисполнителем в данном вопросе. Вторым соисполнителем предлагается сделать Минэкономразвития России.
Поиск выхода из спорной ситуации
В спорной ситуации итог будет следующим: спор двух министерских структур предстоит решат правительству, как и утверждение основного исполнителя.
Вот только здесь есть и другая проблема: отфутболивание министерствами проекта постановления создает ситуацию, в которой уже принятый федеральный закон не начинает действовать, поскольку определение параметров запросов относится к необходимым условиям его реализации.